«Тьма» для новичков

«Тьма» для новичков


С начала миллениума на книжных прилавках России появилось более тридцати зарубежных антологий. Среди них встречались и выдающиеся (отметим «Ужасы» и «Книгу ужасов» Стивена Джонса, «999» Эла Саррантонио, «Вкус ужаса» Ховинсона и Гелба, «Лучшие новые страхи» Эллен Датлоу, а также «Нежить» и «Новые сказки»), так и провальные («Сошедшие с небес», «Оборотни»). Когда появляется очередной сборник рассказов, задаёшься вопросом, ставить его на свою книжную полку или нет.

В случае с «Тьмой» ответ не так однозначен, как кажется. Под обложкой собрались признанные мастера хоррора — Клайв Баркер, Стивен Кинг, Рэмси Кэмпбелл, Дэн Симмонс и Поппи Брайт. Любое из перечисленных имён обеспечило бы книге хорошие продажи. Да и Эллен Датлоу — опытная составительница, подарившая миру двадцать восемь антологий, из которых десять переведены на русский. «Тьма» украсит собой книжную полку... читателя, который только знакомится с зарубежным хоррором. Те же, кто держат руку на пульсе, найдут для себя мало нового, и вот почему: половина рассказов — «Её последняя воля» Баркера, «Щелкун» («Клацающие зубы») Кинга, «Маска моего отца» Хилла, «Две минуты сорок пять секунд» Симмонса, «Калькутта, властительница сил» Брайт, «Пляшущие человечки» Хиршберга и другие — уже появлялись в разных сборниках, а «Можжевельник» Страуба — тот же «Малыш хорошо воспитан» из сборника «Магия кошмара», только с другим мальчиком на главных ролях.

Те, кто только знакомится с тёмной литературой, откроют для себя множество новых имён. И первое из них — Клайв Баркер, которого до сих пор величают «британским королём ужаса», и это несмотря на то, что чаще «гений из Ливерпуля» обращался к фэнтези. «Её последняя воля» — одна из лучших историй в шеститомнике «Книги крови». Главная героиня владеет теми же силами, что и Кэрри в одноимённом романе Кинга. Свои способности она использует для того, чтобы вить из мужчин верёвки, как в переносном, так и в буквальном смысле.

Имя Джорджа Мартина прочно ассоциируется с «Игрой престолов». Однако, создатель «Песни льда и огня» периодически обращается к более темному жанру. «Человек в форме груши» являет собой образчик параноидального (и бескровного) хоррора. Не все соседи так безобидны, как кажется, а когда они едят сырные палочки... Если вам понравится этот рассказ, приобретите сборник «Грёзы Февра», где он выходил ранее.

Стивен Кинг в «Щелкуне» повествует о коммивояджере Билле Хогане, который купил игрушку — искусственные челюсти на ножках. Легко догадаться, что безделушка окажется далеко не безобидной, но может, это и к лучшему? «Щелкун» появлялся ранее под названием «Клацающие зубы» в одном из лучших сборников писателя — «Ночные кошмары и фантастические видения».

Эллен Датлоу

Дэн Симмонс представлен в «Тьме» не лучшим образом. Рассказ «Две минуты сорок пять секунд», ранее вышедший в сборнике «Молитвы разбитому камню» напугает лишь тех, кто панически боится высоты. Знакомиться с Симмонсом лучше сразу в крупной форме — роман «Террор» уже давно стал общепризнанной классикой хоррора.

«Можжевельник» Питера Страуба является одной из предысторий к роману «Глотка» из цикла «Голубая роза». Это история о детстве Тимоти Андерхилла, одного из героев трилогии. Тим одержим кино настолько, что знает всех посетителей местного кинотеатра. Однажды в зале объявляется новый зритель... Этот рассказ резонирует с другим дополнением к «Глотке» — «Малыш хорошо воспитан» из сборника «Магия кошмара». Но зло здесь не порождает другое зло, а уходит побеждённым до поры, до времени.

Если Страуб жалит уколами страха, словно иголкой, в разные болевые центры, то Поппи Брайт орудует топором. Её главный инструмент — натуралистичные сцены секса и насилия, которые иногда перетекают друг в друга. «Калькутта, властительница сил» отвечает за сплаттерпанк в сборнике, но жестокость здесь изображена изысканно. Рассказ, мерзкий и красивый, вызывает соответствующие эмоции.

Раз уж мы заговорили о сплаттерпанке, нельзя не упомянуть автора, придумавшего термин. «Холодильные небеса» Дэвида Дж. Шоу — история человека, которого по ошибке похищают и запирают в холодильнике. Там беднягу посещает божественное откровение. Сейчас, во времена Рэта Джеймса Уайта, рассказ Шоу не кажется таким уж и жестоким, но всё равно заслуживает внимания.

А вот «Съеденные (сцены из фильма)» Нила Геймана примечательны разве что формой. Но это стихотворение в прозе далеко не лучшее у автора, а сцены инцеста и откровенного насилия могут отпугнуть читателей от более изящных сюжетов.

Также есть несколько историй, после знакомства с которыми задаёшься вопросом, как они попали в сборник. Рассказы мэтров на их фоне смотрятся хорошо, но в предисловии Датлоу уверяет, что собрала «лучший хоррор за двадцать лет». Увы, некоторые произведения можно назвать ужасными лишь с натяжкой. Таковы, например, «Танцующие куры» Эдварда Брайанта или «Лесной царь» Элизабет Хэнд. «Сила и страсть» Пэт Кэдиган — городское фэнтези с вампирами и охотниками на них. В «Тератизмах» Кейт Коджа ужасное осталось за кадром, а писательница показывает лишь последствия. «Моя шляпа — дерево» Джин Вулф — экзотическая мистика, но не более того.

Но есть в антологии несколько рассказов, которые будут интересны даже тем, кто знаком с «тёмной» литературой не один год. «Без струн» Рэмси Кэмпбелла — история о радиоведущем Фине Линфорде, который, выйдя с работы, слышит игру талантливого скрипача на улице. Как и во многих других рассказах мэтра, липкая атмосфера кошмара будет сгущаться с каждой страницей, а в финале читателя поджидает оригинальный монстр. «Жара» Стивена Резника Тема — рассказ о женщине, которая стала одержима огнём, после того, как потеряла мужа и ребёнка в авиакатастрофе. Можно приобрести книгу только ради него. Не менее хороши «Собачий парк» Дэниса Этчисона, «***************» Джойс Кэрол Оутс и «Музыка маленькой ночи» Люциуса Шепарда. Поклонники творчества Джо Р. Лансдейла будут приятно удивлены «Телефонной женщиной», где чёрный юмор постепенно сменяется совсем уже не смешной историей убийства.

«Тьма» — замечательный сборник, собравший под обложкой двадцать пять рассказов, большая часть которых восхитит вас или ужаснёт в хорошем смысле слова. Увы, если на вашей полке осели лучшие жанровые антологии за последние пятнадцать лет, этой удивить вас практически нечем. Но в качестве подарка для человека, который не сильно знаком с жанром, книга Датлоу подойдёт идеально.


11 мощных приемов расширения словарного запаса 11 мощных приемов расширения словарного запаса

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится

Подробнее
Когда мужчине сорок лет Когда мужчине сорок лет

Когда мужчине сорок лет,

ему

Подробнее
mode_edit
Случайная цитата

Все говорят, что мечтают выбраться отсюда, посмотреть мир, но как доходит до дела, дальше своего скворечника клюв не высунут.